Женские статуэтки

Женские статуэтки

Женские статуэтки являются вместе с тем, невидимому, свидетельством существования культа женских духов, характерного для древних общин с материнским родом. Культ этот хорошо известен по верованиям различных племён, в том числе не только земледельческих, но и чисто охотничьих, таких, как алеуты и эскимосы XVII—XVIII вв. н. э., образ жизни которых, обусловленный суровой арктической природой и охотничьим хозяйством, обнаруживал наибольшее сходство с бытовым укладом верхнепалеолитических охотников приледниковых областей Европы и Азии.

Культура этих алеутских и эскимосских племён в общем своём развитии ушла, конечно, далеко вперёд но сравнению с культурой верхнего палеолита, но том интереснее, что в их религиозных верованиях сохранилось много такого, что помогает понять те представления, которые вызвали к жизни женские палеолитические статуэтки.

Замечательно поэтому, что в остатках древних эскимосских поселений повсюду находят женские фигурки, вырезанные из дерева и кости, в том числе такие, которые поражают своим сходством с лучшими палеолитическими изображениями женщин. На острове Пунук обнаружена была, например, статуэтка из бивня моржа. Как и палеолитические фигурки, она реалистически передаёт облик обнажённой пожилой женщины. Подобные фигурки женщин имелись у эскимосов и в последующее время — вплоть до XIX—XX вв.

Этнографы установили, что человеческие фигурки у эскимосов изображают не что иное, как конкретных людей, находившихся в длительном отсутствии. Этим фигуркам приписывали все свойства и способности человека. Подобные изображения изготовлялись и в случае смерти человека. Чтобы вселить в них душу умершего, в фигурке иногда делалось углубление, куда и вкладывали его волосы, являвшиеся, по представлениям эскимосов, вместилищем души. Такими изображениями умерших являлись иногда и те настоящие куклы, которыми играли эскимосские девочки. Куклы эти назывались именами умерших, души которых хотели почтить или удержать в семье; по воззрениям эскимосов, душа человека, представлявшаяся отделимым от тела существом, и его имя находились в неразрывной связи, составляя одно целое. Кукла оказывалась, таким образом, вместилищем души и представителем покойного среди живых сородичей. Неудивительно поэтому, что куклы были не только игрушками, но имели в то же самое время и значение амулетов, переходивших от матери к дочери, как залог плодовитости. Душа покойного сородича, согласно этим понятиям заключённая в кукле, переходила в тело женщины и возрождалась затем к новой жизни. Она считалась, таким образом, одновременно душой умершего родственника и душой будущего ребёнка.

Можно предположить, что палеолитические изображения женщин могли иметь в глазах людей того времени примерно такой же смысл и значение, что они тоже были изображениями умерших женщин, служили своеобразными амулетами для продолжения рода.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Женские статуэтки" в других словарях:

  • Танагрские статуэтки — …   Википедия

  • Первобытное искусство —         искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека …   Художественная энциклопедия

  • Туркменская Советская Социалистическая республика —         Туркменистан, Туркмения. В составе СССР. Расположена на юго западе Средней Азии. На территории Туркмении открыты поздненеолитические (6 5 е тысячелетие до н. э.) поселения (Песседжик Тепе, древнейшие настенные росписи с динамично… …   Художественная энциклопедия

  • Палеолитическая Венера — Венера Виллендорфская «Палеолитическая Венера»  обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладаю …   Википедия

  • Месоамериканская игра в мяч — Ст …   Википедия

  • Кукутени — (Cucuteni)         энеолитическое поселение в 12 км от г. Яссы (Румыния). Исследуется с конца 19 в. Культурные отложения достигают 2 м и состоят из 2 слоев: нижний (К. А) относится к середине 4 го тыс. до н. э., верхний (К. В) к рубежу 4 3 го тыс …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Трипольская культура — (названа по месту первой находки у села Триполье Киевской области УССР)         археологическая культура эпохи Энеолита, распространённая между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем; на территории Румынии называется культурой Кукутени. По …   Большая советская энциклопедия

  • ЯРЫМ-ТЕПЕ — группа из неск. холмов остатков раннеземледельч. поселений 6 4 го тыс. до н. э., близ г. Тель Афар на С. З. Ирака. С 1969 экспедицией АН СССР исследуется 2 холма: Я. Т. I и Я. Т. II. Поселение Я. Т. I (площ. ок. 2 га, культурный слой 6,5 м)… …   Советская историческая энциклопедия

  • Димини — городище эпохи позднего неолита (первая половина 4 го тысячелетия до н. э.) в Фессалии (Северная Греция). Остатки 6 поясов каменных укреплений, домов мегаронов, расписная керамика, женские статуэтки, каменные шлифованные топоры. Хозяйство:… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»